ПРИКАСАЯСЬ К ВЕЧНОСТИ

Золотистое солнце клонилось к закату. Из глубокого залива первобытного океана Тетис ветер доносил рокот волн, приносивших с собой прохладу. Луг у поймы реки, стремительно бегущей с гор к океаническому берегу, живописно окружали заросли гигантских папоротников и хвощей. В воздухе, звеня прозрачными крыльями, носились многочисленные насекомые. Вечерний покой вдруг нарушил мощный рык, глубоким эхом прокатившийся над окрестностями. Из зарослей, ломая стволы и обдирая листву, вышел огромный динозавр. Маленькими глазками, глубоко посаженными под массивными костяными наростами, он подозрительно оглядел луг, ища возможных врагов. Влажные, широкие ноздри с шумом вбирали и выдыхали воздух. Узкие зрачки ящера остановились на отблесках закатного солнца, и он послал протяжный рев в наступающую ночь…
Примерно такая картина могла наблюдаться на юге Кыргызстана сотни миллионов лет назад в мезозойскую эру. Экскурс в далекое прошлое нашего края мы попросили сделать научного сотрудника Института геологии Национальной академии наук, палеонтолога Айзека Бакирова. Надо отметить, что недавно найденный на Иссык-Куле череп мамонта привлек внимание общества к далекому прошлому нашей страны. Но кости этого доисторического слона не единственные на территории Кыргызстана. Ученые находили и продолжают открывать для себя еще более древние останки флоры и фауны.
В 1966 году ленинградский геолог Н. Н. Верзилин в процессе геологосъемочных работ в Кыргызстане в районе Таш-Кумыра нашел почти полный скелет растительноядного динозавра — завропода, в находке отсутствовал череп и часть хвостовых позвонков.
Для справки: завроподы представляли собой гигантских четвероногих динозавров с небольшим, по сравнению с общим размером, черепом, массивным телом и длинной шеей, доходящей у некоторых видов до 9-11 метров. Вес этих гигантов колебался от 15 до 35 тонн.
На то время это оказался первый завропод, найденный на территории Советского Союза, и до сих пор считается наиболее полным скелетом динозавра, обнаруженным в Кыргызстане. Раскапывал находку отряд из палеонтологического института российской Академии наук под руководством А. Рождественского. Все извлеченное из юрских пород увезли в Москву. Там кости гигантского ящера пролежали несколько десятилетий в палеонтологическом институте, и только в 2000 годах его окончательно изучили и описали как новый вид завропода. А геолог Н. Верзилин еще нашел в районе Таш-Кумыра на склоне Балобансая частичный скелет динозавра.

А. Бакиров на раскопках бивня и черепа мамонта на Иссык-Куле

— В 70-80-90 годах прошлого века ленинградский палеозоолог Л. Несов проводил систематические исследования по всей территории Центральной Азии, в том числе и в Кыргызстане. В результате этого выявлялись различные останки динозавров, по большей части это фрагментарные находки юрского периода, — рассказывает А. Бакиров. — После обретения независимости нашей страной совместно с российскими и немецкими палеонтологами мы продолжили исследования и находили части скелетов и кости древних ящеров.
Благодаря таким совместным проектам, у наших специалистов есть возможность проводить научную работу, так как своих средств на это почти нет. А интерес зарубежных ученых к раскопкам объясняется тем, что на своей территории они подробно изучили останки древних обитателей мезозойской эры, а наш край остается пока малоизученным и здесь можно найти что-то новое. При этом все, что добыто в результате таких совместных изысканий, остается в нашей стране.
Как отметил ученый, примерно с 2000 года начинает формироваться отечественная палеонтологическая коллекция по динозаврам и другим позвоночным животным. Среди найденного целые кости, части скелета, собираемые в анатомическом порядке. Так, например, в 2006 году был обнаружен частичный скелет теропода.
Для справки: тероподы — динозавры, перемещавшиеся на двух ногах, как правило, хищные, реже всеядные или травоядные. Ученые предполагают, что от мелких тероподов произошли современные птицы.

Окаменелый коготь теропода

Правда, для того чтобы полностью завершить раскопки теропода, средств не хватило. Место раскопки пришлось законсервировать. С 2014 года возобновили работы и завершили их уже в прошлом году. Все найденное хранится в Институте геологии. Перед учеными стоит задача отпрепарировать кости и приступить к их изучению, чтобы ясно представить себе найденного гиганта. В науке достаточно подробно изучена анатомия самых различных динозавров, поэтому даже по отдельным останкам специалисты могут определить вид животного и восстановить его облик.
А в целом по Кыргызстану известно более 30 значимых местонахождений древних ящеров.
— Как же палеонтологи определяют места, где нужно проводить раскопки, ведь не начнешь копать в первом попавшемся месте? — задал я вопрос А. Бакирову.
— Имеется карта республики, где выделены геологические отложения разных периодов и уже согласно ей мы проводим изыскания. Как правило, это происходит на склонах гор, где есть обнажения и можно видеть, какие породы составляют эту местность, — рассказал мой собеседник. По его словам, особый интерес для поисков мезозойской ископаемой фауны представляет горное обрамление Ферганского хребта.
— Мы проводили раскопки в основном в районе Таш-Кумыра, в северо-восточной Фергане. И там не раз находили кости динозавров, — продолжил палеонтолог. — Связано это с тем, что здесь природа создала подходящие условия. Палеографические исследования показывают, что в этих местах находился глубокий залив древнего океана Тетис, в который впадала река с широкой дельтой. На берегах реки обитало много живности. Многие из здешних обитателей мезозоя и находили тут свое упокоение. Правда, с тех пор местность очень сильно поменялась, за сотни миллионов лет произошло не одно поднятие и опускание горного рельефа. А останки смогли сохраниться на дне древних речных, озерных и морских водоемов.
Для справки: Тетис — океан, существовавший в эпоху мезозоя между древними континентами Гондвана и Лавразия. Сохранившимися остатками этого океана являются современные Средиземное, Чёрное и Каспийское моря.
Мой собеседник описал юг нашей республики, каким тот мог быть примерно 165 млн. лет назад в среднеюрский период. Климат теплый, влажный. Произрастало множество растительности: хвойные, гинкговые, саговники, папоротники, хвощи. Этого хватало для питания гигантских травоядных ящеров. Остатки флоры также находят при раскопках динозавров. В отложениях юрского периода сохранилась и сопутствующая фауна: древние крокодилы, рыбы, в том числе и первобытные акулы, и другие морские обитатели.

Зуб теропода, найденный в районе Таш-Кумыра

Кстати, найденные в этом году череп и бивни мамонта — не единичная палеонтологическая находка у реки Джергалан. В 1960 году опять же рядом с селом Орлиным сотрудниками Казахского геологического управления на глубине 13 метров обнаружены останки другого мамонта, а также кости его «современников»: шерстистого носорога, верблюда, бизона и северного оленя. В этот раз дисциплинированность некоторых жителей села Орлиного и сельского милиционера помогла хотя бы частично сохранить от разграбления останки скелета «жителя» эры ледникового периода. Но не всегда рядом с раскопками оказываются такие ответственные граждане. А. Бакиров привел в пример следующий случай из практики. Палеонтологи обнаружили скелет динозавра в районе Таш-Кумыра, но сезон закончился, и работа прекратилась до наступления следующего теплого сезона. Место законсервировали и покинули. А местные жители подумали, что ученые искали здесь золото и вскрыли раскоп, все перерыли, кости разбросали по поверхности и к началу следующего сезона ученым тут уже было нечего делать.
Все собранные экспонаты из мезозойских отложений в ближайшем будущем предполагается выставить в музее Института геологии. Правда, сейчас в выставочных помещениях ремонт.
Ремонтные работы проходят и в препараторской лаборатории, где палеонтолог «колдует» над доисторическими костями, чтобы сохранить их от воздействия воздуха и сырости. Поэтому бивень и череп иссык-кульского мамонта пока тоже ожидают своего часа, когда ученый сможет в удобных условиях сначала отпрепарировать, а затем изучить их.
Сейчас Айзек Бакиров снова готовит совместный проект для очередных изыскательских работ. Увы, без зарубежных средств продвигать отечественную науку пока не получается.
— Хотелось бы современного оборудования для лаборатории, не хватает специалистов, финансовых средств, — делится проблемами ученый. — А перспективы для палеонтологических изысканий в нашей республике хорошие. Находки есть. Нужно только увеличивать масштаб работ. Очень бы хотелось обследовать горное обрамление Ферганского хребта. На этих территориях можно обнаружить много интересного из фауны того периода.
Как рассказал А. Бакиров, его профессия интересна тем, что дает возможность через палеонтологические находки приоткрыть тайны того мира, что был когда-то так же реален, как наш нынешний.
— Достоверно многого мы до сих пор не знаем: как появлялись и развивались живые существа, что служило причиной их гигантизма, как взаимодействовали между собой различные виды животных, — поделился мыслями мой собеседник. — Но, изучая прошлое, мы можем лучше понимать в научном плане будущее.
Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото из архива А. Бакирова и из Интернета
"СК" | апреля 22, 2016

Kyrgyzstan travel