Декоративно-прикладное искусство

Шырдак - орнаментальный войлочный ковер
Ала-Кийиз - ковер из войлока
Циновка - коврик из стеблей чия, степной травы
Национальные ворсовые изделия
Тканые изделия
Курак - коврики из шерстяных лоскутков
Вышивка
Туш кийиз - настенное панно
Аяк-кап - сумки
Текче - женская подвесная полка
Изделия из кожи
Конская сбруя
Резьба по дереву
Ювелирные изделия
Традиционная киргизская одежда


Киргизское декоративно-прикладное искусство рождено многовековой историей народа. Оно неразрывно связано с потребностями и вкусами киргизов, в прошлом кочевников. Общение с первозданной природой с ее заснеженными горными вершинами, бурными реками, оазисами и высокогорными долинами сформировало характер и тонкий художественный вкус киргизского народа. Стремление к красоте вызвало к жизни различные виды декоративно-прикладного искусства - образцы народной фантазии и совершенства художественного видения. Орнамент и цвет являются основными средствами художественного выражения. Орнамент украшает все предметы, окружающие кыргыза с момента рождения и до ухода из жизни. Для киргизского орнамента характерна богатая образность, лаконичность, простота и строгость художественных форм и смысловая многозначность элементов. Многообразные орнаментальные композиции (роговидные, растительные, геометрические) имеют реалистическую основу и непосредственную связь человека с окружающей средой.
В народном сознании прикладное искусство неотделимо от быта, оно обусловлено не только практическими потребностями, но и духовными запросами.
Традиционными видами декоративно-прикладного искусства издревле является изготовление узорных войлочных ковров разных типов и предметов домашнего обихода из орнаментированного войлока. Это плетение узорных циновок из степного растения чия, обмотанного разноцветными шерстяными нитями. Узорное ткачество -ворсовое и безворсовое. Вышивка по коже, войлоку, шерстяной, шелковой и хлопчатобумажной ткани. Курак - создание орнаментальных композиций из разноцветных мелких фрагментов ткани. Изготовление узорных изделий из кожи. Резьба по дереву. Художественная обработка металлов. Ручное плетение из шерсти и шелка поясков, тесьмы, бахромы, кружев. Каждый вид изделия имеет свой особый орнамент.

Шырдак. Войлочное искусство одно из древнейших. Орнаментальные войлочные ковры - шырдаки - важный компонент в многослойном убранстве юрты. В народном художественном творчестве киргизов шырдак - главный ковер, в котором декларируются принципы построения национального узора, его отличительные черты. Шырдак - ковер для пола, изготовляется из плотно укатанной шерстяной овечьей шерсти осенней стрижки, состоит из центрального поля и бордюра. Как правило, шырдак имеет форму прямоугольника, длинная сторона которого обычно равняется двум коротким. Этот ковер отличает яркая декоративность цвета и четкое решение орнаментальных композиций.
Шырдак выполняется в технике аппликации, мозаики и редко встречается вышитый. Самый распространенный прием орнаментации - "мозаика". В основе техники - прием создания позитивного и негативного изображения: окрашенный войлок разрезают на куски и складывают попарно, сочетая два куска контрастных по цвету, затем наносят узор, вырезают его, меняют местами и сшивают так, чтобы фоном и узором служили разные по цвету части. Таким образом, достигается полное равенство фона и узора.
Шырдак отличается четким рисунком узора, выделенным контуром, цветовой контрастностью: красного с синим, коричневого с оранжевым, белого с коричневым и т.д. Узоры всегда монументальные, четкие, предельно декоративные. В прошлом композиция центрального поля шырдака составлялась из кругов, позднее широкое распространение получили роговидные орнаментальные сюжеты, вписанные в ромбы.
Вышитые шырдаки уникальны и редки, так как процесс вышивания по войлоку большого размера очень трудоемок. Вышитые шырдаки очень выразительны и необыкновенно красивы и изящны. Назад

Ала-Кийиз. Очень широко распространен в народном искусстве и в быту ковер из войлока - "пестрый войлок" – ала-кийиз, изготовляемый техникой вваливания, вкатывания очень рыхлого цветного узора в рыхлый одноцветный фон. Ала-кийиз - древняя эпическая форма. Техника вваливания узора позволяет использовать не только геометрические, но и извилистые контуры. Контуры рисунка как бы размыты, традиционные мотивы приобретают новые неожиданные звучания. Непредсказуемость, плывучесть, нечеткость придают орнаменту ала-кийиза акварельность, мягкость, превращая сдержанную по тону цветовую гамму в сложную и целостную гармонию. Техника исполнения ала-кийизов создает возможности игры, подвижности цветовых пятен, своеобразного ритма цвета. Назад

Циновка. Неотъемлемой частью киргизского народного творчества являются циновки, изготовляющиеся из стеблей чия, оплетенных цветной шерстью. Чий, представляет собой высокую жесткую степную траву, стебли которой идут на изготовление циновок с узором или без узора. Сезон сбора чия - сентябрь. Изделия из чия широко используются в повседневной жизни сельского населения. Циновку из чия ставят при ветре как заслон возле очага или сохнущей шерсти. Её стелят под войлочные ковры, оберегая их от сырости и порчи. В качестве своеобразной пресс-формы её используют при изготовлении шырдаков и ала-киизов. Циновка из чия опоясывает за кереге всё юрту, утепляет и украшает её.
Имеется несколько типов композиции орнамента циновок. В них встречаются восьмигранники и другой орнамент с применением диагональной симметрии цвета - красного, белого, синего - ближе всего напоминают тканые ковры. Приспособление для изготовления циновки из чия представляет собой станок или деревянную конструкцию с двумя горизонтальными перекладинами.
Процесс изготовления заключается в следующем:
Мастерицы выбирают эскиз и делают разметку элементов узора уколами иглы на каждом чие (стебель). Затем каждый стебель отдельно оплетается шерстью различных цветов и соединяется с другим. Для этого, нити для скрепления чия (стеблей) наматываются на грузики и закрепляются петлей для того, что бы при навешивании нитей на перекладину станка, они не разматывались. Длина нитей должна быть в 4 раза длиннее предполагаемой длины циновки. Затем нити перевешиваются через перекладину на расстоянии 20-25 см. друг от друга. Далее чий (стебель), оплетенный шерстью, накладывается на перекладину с нитями, и концы нитей перекидываются на противоположную сторону. И так продолжается до тех пор, пока весь рисунок не сформирован.
Изготовление циновок требует большого мастерства, терпения и настойчивости. Сложность процесса изготовления циновок из стеблей чия состоит в том, что каждый стебелек оплетается цветной шерстью отдельно и соединяется с другими позже. Поэтому нельзя предварительно наметить будущий узор. В силу этого, все элементы узора мастерица держит в уме, воображении. Самое сложное в плетении циновок - умение создать цельную композицию, четкий, сложный и интересный узор. Кыргызские циновки отличаются радостным колоритом, декоративностью. Это достигается крупными формами узоров и контрастным сочетанием цветов.
По стилю орнамента чиевые циновки перекликаются с узорными тканями и ворсовыми коврами. Назад

Киргизские национальные ворсовые изделия - художественное наследие юга Киргизии. Они характеризуются геометритизацией орнамента, который слагается в основном из "бараньего рога" в сочетании с ромбами, восьмигранниками и другими фигурами. Преобладающими цветами колорита являются синий и красный. Как и у шырдаков, рисунок ворсовых ковров сопровождается цветными контрастными обводками, обогащающими узор. Издавна ткали ворсовые коврики небольших размеров и особого назначения. В технике ворсового ткачества изготовлялись сумки, мешки для хранения вещей, а также предметы для убранства коня (потники - тердики).
Изготовлением больших ворсовых ковров - килем - киргизские мастера стали заниматься сравнительно недавно. Назад

Тканые изделия. Ручное ткачество занимало в прошлом значительное место среди домашних производств. Ткали на деревянном ткацком станке - ормок - тугими нитями, спряденными из овечьей и верблюжьей шерсти. Излюбленные цвета - красный, синий, желтый, коричневый. Раньше использовались лишь растительные красители, а в настоящее время пользуются анилиновыми красками.
Выделанные шерстяные ткани - таар - использовали для изготовления верхней одежды и предметов быта. Узорное ткачество занимает большое место в декоративном убранстве юрты. Юрта немыслима без узорных полос - боо, - вытканных в технике терме. Ткань, созданная в этой технике, прочная, с рельефной фактурой, с глубинным проникновением цветов фона и узора. Геометрический рисунок выступает только на лицевой стороне.
В декоративное убранство кыргызского жилища обязательно входили узорнотканные паласы. Известно несколько способов изготовления ткани: терме, каджары, бешкеште. Назад

Курак. Интересный и яркий вид художественного творчества кыргызов - известен очень давно. Лоскутная техника используется у многих народов и имеет свои самобытные особенности. Для традиционного кыргызского курака характерно орнаментальное решение с преимущественным использованием геометрических элементов. Композиция строится на соотношении локальных контрастных цветовых элементов и носит ярко выраженный декоративный характер. В основном для курака используется шерстяной лоскут. Курак дополняется вышивкой, исполненной традиционными швами.
Интересны традиционные кыргызские постилочные коврики, выполненные из отдельных кусков кожи различного цвета, композиционно сделанные по принципу выделения центрального поля и каймы. Среди узоров таких ковриков преобладали квадраты и треугольники. Назад

Вышивка - самый древний и самый любимый вид прикладного искусства кыргызов. Она отличается плавностью, разнообразием и живописностью. В течение столетий кыргызские вышивальщицы вырабатывали свою орнаментальную систему с преобладанием растительных мотивов: листа, ветки, плода, цветка, круглых и вихревых розеток. В вышивке часто встречается свободная импровизация. Мастерицы использовали различные техники вышивки и различные ткани. Вышивали шерстяными, шелковыми и хлопчатобумажными нитками по домотканине, коже, замше, войлоку. Излюбленные материалы - шелк, бархат, сатин. Вышивкой украшаются предметы интерьера юрты, одежда, женские головные уборы, предметы убранства коня, всевозможные сумки, футляры, мешочки. Вышивка - область женского творчества. Многие вышитые изделия входят обязательной составной частью в приданое невесты.
Искусные вышивальщицы вышивают без предварительного нанесения рисунка, импровизируя и составляя узоры по памяти. Назад

Туш кийиз. Наиболее характерным образцом вышивального искусства является настенное панно - туш кийиз. Этот ковер имеет форму вытянутого в ширину прямоугольника. Срединная часть состоит из одноцветной ткани, не заполненной вышивкой. Вышивка в форме широкой каймы обрамляет ковер сверху и с боков. Верхняя часть ковра часто украшается одним, двумя или тремя треугольниками - дополнительными элементами декора и своеобразными амулетами-оберегами.
Туш кийизы выполнены с большим вкусом, характеризуются четким и ясным ритмом мотивов вышивки, богатством мотивов и многообразием швов, особым изяществом в чередовании цвета. В прошлом туш кийизы часто отделывались мехом выдры, подчеркивавшим красоту ковра. Назад

Аяк-кап. Среди множества бытовых предметов, украшенных вышивкой, выделяются сумки аяк -кап. Эта сумка часто имеет закругленную нижнюю часть, обшитую бахромой и кружевом ручного плетения. Верх сумки снабжается клапаном треугольной формы с узором, состоящим из сходных элементов, не повторяющих, а развивающих тему основной композиции. Вышивка выполняется тамбурным швом. Построение узора всегда подчеркивает форму вещи. Назад

Текче - женская подвесная полка, имеющая форму прямоугольного коврика, вытянутого по вертикали. Иногда она напоминает туш-кийиз (по композиции), но встречаются и текче из бархата, фасадная часть которых полностью покрыта вышивкой. Очень часто основой узора является изогнутый стебель или ряд повторяющихся мотивов (тумар, кыял, центрическая розетка). В расцветке узоров большинства текче преобладают бордово-красные и темно-красные цвета.
Текче, выполненные в технике вышивки по коже, часто имеют теплые коричневые и желтые тона. Текче с вышивкой по коже являются более древними. В них большое разнообразие орнаментальных мотивов, четко выверенная композиция, сгармонировано соотношение узора и фона. Большинство узоров текче строится по принципу перекрещивающихся осей, в силу такого композиционного решения мотивы, одинаковые по цвету и рисунку, имеют диагональное противопоставление. Часто основным приемом организации узора текче является использование мотива ломанного или волнообразно изогнутого стебля. Назад

Изделия из кожи. Одной из интересных областей народного искусства кыргызов является художественная обработка и изготовление изделий из кожи. В прошлом кожа, как материал для изделий быта использовалась довольно широко. После первичной обработки кожи из нее шили обувь и одежду (из овечьей кожи). Посуду для молочных продуктов (сабаа, коокор, конок, коночок) делали из слабо выделанной верблюжьей кожи, а затем ее коптили. Для изготовления домашней утвари (деревянных сундучков, футляров для пиал и т.д.) и конской сбруи (подхвостников, уздечек, подпруг, ремней, плеток) использовали кожу крупного рогатого скота, верблюдов, лошадей. Изготовлением посуды для молочных продуктов занимались женщины. Футляры для пиал изготовляли мужчины. Конскую сбрую делали специалисты (уста).
При украшении кожаных изделий использовались различные способы нанесения узоров. Простейший способ - выдавливание узора роговой или деревянной палочкой по влажной коже при помощи кожаного трафарета (накладывался сверху). Выпуклый узор получали при нанесении рисунка с оборотной стороны. Путем горячего тиснения с помощью металлической формы получали особенно четкий и графичный узор. Помимо тиснения кожаная посуда украшалась декоративными швами, вышивкой металлическими нитями и лентами, аппликацией из цветной кожи. Особый художественный интерес представляют кожаные футляры для хранения пиал (чыны капы), разнообразные по форме, богато орнаментированные, украшенные гравированными и чеканными металлическими пластинами. Назад

Конская сбруя. Снаряжению коня и украшению конской сбруи кыргызы уделяли особое внимание. Комплект конской сбруи (ат жабдык) часто специально готовился для девушки и являлся составной частью приданого. Комплект конского снаряжения - это единый, хорошо разработанный, законченный художественный комплекс. Большинство предметов, входящих в комплект конского снаряжения, выполняются из кожи и металла, седла обтягиваются кожей, прибитой к основе декоративными гвоздиками, составляющими узор. Часто седла украшаются кожаной цветной аппликацией и ажурными серебряными пластинками. Потник и попона декорируются яркой вышивкой (мотивы растительные и солярные) и крупными кистями - эффектными украшениями и талисманами-оберегами. Особое место в конском снаряжении уделяется тердику - потнику, покрытому орнаментированной кожей и украшенному тиснением и серебряными бляшками.
Металлические части сбруи также представляют значительный интерес: уздечка, подпруги, нагрудник, подхвостник очень декоративны. Они богато украшены металлическими сворками, покрывающими соединения ремней. Сворки бывают выпуклые и плоские, покрытие чернью, с чеканным узором или насечкой. С особым художественным вкусом сделана нагайка - камча, состоящая из изящной рукоятки и плетки, выполненной из туго сплетенной кожи. Назад

Резьба по дереву. Традиционно кыргызское искусство обработки и украшения дерева резьбой. Резьбой украшалась деревянная посуда (чойчок, аяк, табак), сундучки для хранения лепешек (юкок), сандыки (для хранения одежды), музыкальные инструменты, футляры для пиал (чыны кап, каса кап), подставки, двери юрты и т.д. Киргизская резьба по дереву отличается четкостью и мягкостью рельефного очертания, придающего своеобразное очарование узору. Резьба по дереву сочеталась с раскраской, росписью и инкрустацией серебром. Основными элементами орнамента в резьбе являются круги, парные рогообразные завитки, вихревые розетки, ромбы, треугольники и другие геометрические мотивы. Назад

Ювелирные изделия. Художественная обработка металла - один из древнейших видов народного искусства киргизов. Особенно популярны в народе изделия из серебра, белого металла. Слово "ак" в киргизском языке означает не только "белый". "Ак" - это истина, эстетический идеал, божество. Изначальное обладание серебром для киргиза было как бы прикосновением к чему-то священному, завещанному предками. И лишь позже оно стало украшением, но еще долгое время серебро служило оберегом от злых сил, в то же время привлекая людей воплощенной в металле красотой.
Художественная обработка металла являлась чисто мужским ремеслом, но известны и женщины-зергеры (ювелиры). Киргизские ювелиры использовали различные виды обработки металла: насечку по серебру и железу, штамповку, чеканку, ажурную просечную резьбу, зернь, эмали.
Ювелиры украшали конскую сбрую, мужские кожаные пояса (кемер), создавали серебряные женские украшения, являвшиеся обязательной принадлежностью национального костюма. В зависимости от возраста и социального положения, женщины носили разные украшения. Ювелирные изделия имели различное назначение. Количественный набор ювелирных изделий зависел от богатства семьи. Особенно много украшений носили девушки и молодые женщины. В киргизском ювелирном искусстве много головных и накосных украшений. Подвески к косам (чач уштук) - любимое накосное украшение.
Интересны и своеобразны височно-нагрудные украшения (сойко, джель-бюрооч), надевавшиеся в торжественных случаях. Украшение состоит из двух крупных конусов с крючками, обвитых серебряной проволокой и соединенных цепочкой с мелкими листовидными пластинами. На груди цепочки обычно соединяются амулетницей треугольной или прямоугольной формы, украшенной узорами и полудрагоценными камнями.
Серебряные перстни и кольца (шакек) просты по форме, часто имеют овальную или ромбовидную пластинку по центру. Браслеты (билерик) чаще всего несомкнутые - витые или плоские, украшаются графичным узором.
Большим разнообразием форм отличаются пуговицы (топчу), служившие обычно и застежкой, и украшением одежды. Назад

Традиционная киргизская одежда. Характеризуется многими своеобразными чертами, типичными для одежды кочевников.
Известный отпечаток на характер одежды киргизов накладывает и климат высокогорной страны с его резкими колебаниями температуры, местами довольно суровой. Это вызывает потребность в различных видах тёплой одежды, используемой иногда и в летний сезон. Постоянный холод в отсутствие тёплого жилища заставляет кочевника быть всегда одетым в тёплую одежду, которую служат ему ватный халат и тулуп из овечьей шерсти. Натуральный в своей основе характер киргизкого хозяйства оказывал большое влияние на одежду основной массы населения.
Основными принадлежностями мужской нательной одежды в XIX в у киргизов были распашная рубаха и шаровары. Распашную рубаху - жегде шили обычно из белой бязи или маты. Покрой её туникообразный к боковым краям пришивались слегка скошенные с двух сторон клинья, длина рубахи ниже колен, рукава закрывали кисти рук. Принято было пришивать ластовицы кештек.
Жегде начинали носить с шести- семи лет и не изменяли формы до конца жизни. Рубахи подпоясывались и носили поверх шаровар.
С начала XX в у киргизов широкое распространение получает рубаха с прорезным воротом (узун жака).
Характеризуя мужскую нательную одежду можно отметить туникообразную рубаху с горизонтальным разрезом ворота - туура жака койнок с завязками или пуговицами на плечах. Такие рубахи ещё в начале XX века носили мальчики до того, как им надевали распашные жегде. В костюме духовенства рубаха с горизонтальной или слегка закругленной линией ворота, обычно обшитой орнаментированной полосой, бытует и теперь под названием муллача. Мужские шаровары шили из разного материала. Употребляли бязь, ткани домашнего производства, овечьи и козьи шкуры, сукно, бархат, плотные хлопчатобумажные ткани.
Большим разнообразием отличается мужская верхняя одежда типа халата. Без неё раньше выходить из дома считалось неприличным. В холодное время мужчины носили халаты, чапан, чепкен, тон, ичик.
У всех киргизов, как и у многих народов центральной Азии, бытует шуба типа нагольного тулупа. Она является типичной мужской одеждой.
В более обеспеченных семьях зимней одеждой в прошлом была меховая шуба - ичик. Исходя из материальных возможностей, её шили из меха выдры, лисы, овцы, волка и носили без воротника. Ичик считался у киргизов праздничной одеждой, его надевали редко. Среди скотоводов на севере Киргизии бытовала войлочная одежда типа плаща - кементай. Надевали его в холодное время года главным образом пастухи.
Обязательной деталью мужского костюма является пояс, которым подпоясывали верхнюю одежду. Наиболее распространены были кушаки - белбоо.
В южных районах для этой цели использовали платки.У богатых были распространены широкие кожаные пояса, отделанные серебрянными украшениями, с массивной пряжкой, напоминающими древне-тюркские наборные пояса.
К старинным головным уборам относится тюбетейка (бурма топу или такыя), входящая и ныне в состав костюма стариков киргизов и узбеков.
Она является разновидностью тюбетейки - аракчын, служит нижним головным убором, надеваемым под верхний - калпак, шапку. В западных районах Ошской области среди головных уборов заняла свое место чалма салля. На востоке же области, где как и в других районах Киргизии, чалму называют селде, ее носят преимущественно представители духовенства и некоторые старики во время исполнения намаза. Материалом для чалмы служила обычно белая ткань ыстамбул, дака.
Старинным головным убором является белая войлочная шляпа - калпак. Она издревна считается неотъемлемой принадлежностью народного наряда.
Основными принадлежностями женского костюма являются нательное платье и шаровары. Для платьев прошлого и начало нашего века характерно несколько признаков: их шили длинными, почти до ступни, рукава всегда кроили длиннее кистей рук. В платья вшивали ластовицы.
Разрез платья завязывался шнурочками (при отправлении в гости на праздник,и т.п. женщины к концу разреза ворота иногда прикрепляли кусок ткани, служивший носовым платком) или скрепляли серебрянной фибулой. Ее впервые надевала невеста и не снимала до конца жизни. Фибула передавалась по наследству.
Своеобразной, органически связанной с женским национальным костюмом, является набедренная одежда в виде юбки с разрезом спереди, надевающиеся поверх платьев - белдемчи. В прошлом этот наряд бытовал у всех кыргызов. Непременной частью белдемчи является пояс - баш белдемчи. Его обертывают вокруг талии и закрепляют спереди завязками или пуговицами.
Он всегда широкий (6-18 см), длина его превышает обхват талии. Основу его составляет войлок (реже - вата), покрыты черной тканью, обычно бархатом.
К поясу пришивают юбку этек с разрезом стеганную на тонком слое шерсти.
Белдемчи - одежда замужней женщины надевали ее обычно после появления первого ребенка. В условиях кочевого быта она была крайне необходимой. Не стесняя движений, она защищала от холода во время езды верхом на коне. Вышивали цветным шелком швом илме. Узоры веема разнообразны, чаще они состоят из завитков, называемых кочкорок. Белдемчи шили из черного и цветного бархата - красного, зеленого, голубого или ярких полосатых, либо узорных узбекских тканей.
Старинной женской одеждой надо считать меховую шубу ичик, входившую и в состав мужской одежды.
Покрой их был одинаков. Наиболее распространенным видом женской зимней одежды в прошлом был чапан, имевший тот же покрой, что и мужской. Позднее женский чапан стали кроить с вырезной спинкой по талии.
Молодым женщинам и девушкам эту одежду шили из ярких полушелковых тканей. В XIX веке на юге Киргизии еще бытовали старинные женские головные уборы конической формы. К их числу относится - шокуло. Его шили из красного либо малинового сукна или бархата, подкладкой служила набивная мата, возможно, что в прошлом ее делали из войлока.
Шокуло имеет вид шлема и состоит из конической шапочки (высотой 25-28 см.) и пришитых к ней прямоугольных наушников и треугольной лопасти, спускавшейся на спину.
Общим головным уборам для женщин в 19 и начале 20 веке являлся элечек (тюрбан). На юге его называют элечек, илеки, калан. Он состоял из нескольких частей : шлемовидной шапочки, коралловых подвесок, платка, собственно тюрбана, украшений на нем и верхнего платка.
Плотно обхватывающая голову шапочка кеп такыя имела прямую линию у лба, с боков ее спускались наушники (жаак), а сзади пришивалась длинная полоса (куйрук), ложившаяся поверх спушенных по длинне кос.
Величина тюрбана зависела от благосостояния его владелицы. Богатые киргизки делали тюрбан из 20-30 м. белой ткани, и он достигал огромных размеров.
Сверху на тюрбан прикрепляли украшения, которые имели различную форму.
В 30-х годах, когда женщина начала заниматься общественно полезным трудом тюрбан почти вышел из употребления.
Платок стал основным как женским, так и девичьим головным убором. Назад
Богатой, красочной вышивкой, выполненной разноцветными нитками, украшена одежда (распашная бархатная юбка - белдемчи).
Бесчисленные сумки, футляры, декоративные полотенца - сюлгу, мешочки, выполненные с большим мастерством и художественным вкусом, являлись важным украшением юрты, наглядно демонстрируя мастерство хозяйки, ее трудолюбие и тягу к прекрасному.
Видной составной частью творчества кыргызской мастерицы является плетение. Узорная тесьма из шерстяных нитей для крепления остова и жердей юрты. Плетеные ленты - жел боо, украшающие тюндук. Плетеная лента - тигерич, нарядная и богато орнаментированная. Потник и туш кийиз, украшенные плетением и бахромой. Все эти предметы показывают меру безграничности таланта мастериц, владеющих специфическими навыками и приемами, точностью счета, умением плести кружева, руками завязывая узлы. Назад

Kyrgyzstan travel