Новый источник по истории Кокандского ханства

Диалог цивилизаций. Вып. 1.
- Бишкек, 2002

В 1992 году во время моей научной командировки в Турцию в рукописном отделе библиотеки Стамбульского университета под регистрационным номером ТУ 2448 я обнаружил рукопись под названием «Истории Ферганских ханов». До настоящего времени мы не встречали источника под этим названием. Эта рукопись, в количестве 833 листов, написана на узбекском языке, предположительно во второй половине XIX века, неким Махзуни. В этом сочинении, на счет даты его написания нет никаких известий, также как отсутствует хронология описываемых в сочинении событий. Количество строк на страницах меняется от 12 до 14. Кроме того, в тексте самого произведения мы не встречаем даже названия «История Ферганских ханов». Это название, судя по содержанию, было дано специалистом библиотеки, который производил описание настоящей рукописи. Ни в одном опубликованном каталоге тюркских рукописей не встречается, какая-либо информация об этом произведении. Даже в труде известного тюрколога Зеки Валиди Тогана «Методика исследования истории», где есть придложение под названием «Список рукописей, относящихся к истории Туркестана в библиотеках Турции», также ничего не упоминается об этом произведении. В этом сочинении говорится об истории Кокандского государства, точнее об эпохе правления Худаяр-хана. В отличие от других исторических сочинений о Коканде, в этом произведении события описываются до мельчайших подробностей. Еще одной отличительной чертой этого сочинения является то, что в нем отсутствует какая – либо информация о Захир ад-дине Бабуре. Ведь именно он, согласно легендарной генеалогии кокандских правителей, эмигрируя в Индию, оставил своего грудного ребенка по имени Алтын Бешик, к которому традиционно возводится генеалогия Кокандских правителей. Также, это произведение отличается тем, что в нем отсутствуют подробности о других Кокандских правителях, кроме Худаяр-хана и его отца Ширали-хана. На первых 16 листах мы находим некоторые фактические сведения обо всех Кокандских правителях, начиная от первочеловека Адама и заканчивая Ширали-ханом, это, в частности, Алим-хан, Омар-хан, Сейид Мухаммед Али-хан. В этом плане настоящее сочинение совершенно отличается от других сочинений по истории Кокандского ханства. Как известно, в таких сочинениях как «Мунтахаб ат-Таварих» и «Тарихи-Шахрухия», а также некоторых других кокандских исторических хрониках дается подробная генеалогия всех кокандских правителей, хронология их правления и другие исторические подробности описываемой эпохи. Кроме того, стиль изложения настоящего сочинения также существенно отличается от других кокандских исторических произведений. После того, как события излагаются в прозе, тот же сюжет полностью пересказывается в стихотворной форме. Это особенность четко видна в заключительных частях произведения. Именно этим и объясняется огромный объем рукописи. Ко всему прочему, это также придает сочинению эпический (фольклорный) характер. Нужно отметить и то, что на первых страницах произведения столица Кокандского государства – город Коканд упоминается как «хакан-и чин», характерный для некоторых кыргызских фольклорных произведений. Это сочинение было написано по личному приказу Худаяр-хана, и процесс его составления продолжался в течение 22 лет. Рассказ Махзуни начинается с описания событий, связанных с восшествием Ширали-хана на престол в 1842 г., и заканчивается изложением истории восстания Исхак-хана (Пулат-хана, 1875 г.) и обстоятельств смерти Худаяр-хана. Все события описываются до мельчайших подробностей, что позволяет осветить события доселе малоизвестные. Самые важные среди них, это те события, которые освещают, как Худаяр-хан, после того как он был свергнут с престола, перебрался в Анатолию, в Стамбул, о том, как он посетил Мекку, и о том, как настигла его смерть, а также о том, каким образом это произведение попало в Стамбул. Но создается впечатление, что автор к изложению многих событий подходит пристрастно, дает волю эмоциям. Здесь, в связи с этим, хочется особо отметить о приключениях Худаяр-хана после его отречения от престола Кокандского ханства. Худаяр-хан прибывает в город Оренбург, находящийся в России, и, некоторое время остается в нем. В это время кыргызы подняли восстание в Фергане и возвели на престол Пулат-хана. Далее, по приказу Пулат-хана, наследники Худаяр-хан Алим Бек, Абдулазиз, Сиддик Бек Мухаммед Али-хан, Фетхуллах-хан и Чимян Бек были взяты под стражу кыргызами. Далее Худаяр-хан, освободившись от русских после ряда приключений прибывает в город Рум или Стамбул. Прибыв в Стамбул, Худаяр-хан жил вместе с сыном Ага Абдулазиз Оглу Ага Абдурахмоном Эфенди, который был родом из города Нух, поделился с ним своими планами и их связала дружба. Худаяр-хан жаловался Абдурахману Эфенди на превратности своей судьбы, а также поделился с ним некоторыми своими предположениями. Худаяр-хан говорил: «Более 30 лет я сидел на престоле Ферганы. По воле Бога три раза был избран на престол. Из-за своих ошибок был свергнут с престола, потому что многих угнетал, послал на смерть невинных людей, издевался над ними». Выслушав все это, Абдурахман успокоил его и уговорил совершить паломничество в Мекку. По возвращении из Мекки в Стамбул Абдурахман Эфенди обязался выполнить все пожелания Худаяр-хана. И Худаяр-хан не преминул отметить о своем желании вернуть себе Кокандский престол. Абдурахман Эфенди предложил Худаяр-хану просить помощь у султана Османской империи, в свою очередь, хан принял его предложение относительно ходатайства перед падишахом Османской империи. В своем завещании Худаяр-хан также просил Абдурахмана Эфенди поехать в Фергану и вернуть долги в сумме 12 000 золотых монет от ферганских богачей и поровну распределить деньги между его женами и детьми, оставшимся на родине. По этому поводу Худаяр-хан вручил Абдурахману Эфенди письменную доверенность. После этого Абдурахман Эфенди пошел бить челом перед Османским падишахом (большая доля вероятности, что перед султаном Абдул Хамидом II, предположительно в 1882-83гг.) и изложил перед ним ситуацию относительно Худаяр-хана и просил оказать содействие в деле возвращения его престола. Османский падишах дал поручение своим визирям немедленно исполнить желание Худаяр-хана. Однако, в это время, по словам автора сочинения, некоторые «невежественные люди»,окружавшие Худаяр-хана, ввели его в заблуждение и увезли в город Керхит. В этом городе Худаяр-хан встречается с Вели Ишаном, который был сыном некого Шейх Шахдат Пенах Ишана из Ферганы. Худаяр-хан объясняет свое положение Вели Ишану и решает остаться в этом городе под покровительством Вели Ишана. Несмотря на то, что Худаяр-хан вел себя скромно и пытался скрыть свое истинное лицо от общественности города, некоторые люди узнали в нем Худаяр-хана и поставили в известность об этом правителей Кундуза и Кабула (то есть Афганистана). Правители этих двух городов тотчас же отправили Худаяр-хану своих послов с предложением оказать всяческую поддержку в возвращении престола Кокандского ханства. Худаяр-хан отклоняет это предложение, мотивируя свое решения тем, что он уже не хочет власти. Однако они направляют второе посольство к Худаяр-хану с предложением выйти в дорогу, но хан уже не мог ехать верхом из-за ухудшения состояния здоровья. Его несли на носилках. В пути Худаяр-хан посещает могилу Шехадат Пенах Ишана и через 12 дней его настигает смерть. При описании этих событий автор сочинения упоминает некого казахского джигита, который неотлучно сопровождал его с момента пребывания Худаяр-хана в г. Оренбурге. Родственники Худаяр-хана в Фергане узнали о смерти хана именно из письма этого казахского джигита. Когда происходили эти события, делегация Османского падишаха во главе с Абдурахманом Эфенди отправляется вслед за Худаяр-ханом для оказания ему содействия в возвращении престола Кокандского ханства, однако они долго не могли найти его. Когда все-таки узнали о местонахождении хана, было уже слишком поздно, Худаяр-хан скончался. Тем не менее, Абдурахман Эфенди для исполнения завещанной воли Худаяр-хана отправляется в Фергану и прибывает в Ташкент. Здесь Абдурахман Эфенди встречается с сыновьями Худаяр-хана Сейид Мухаммад Амин беком, Сейд Омар беком, Сейид Насируллах (м.б. Насир ад Дин?) беком. Царевичам Абдурахман Эфенди представился сыном Ага Абдул Азиза Ага Абдурахманом Эфенди и сообщил им о завещании Худаяр-хана. После прочтения письма Худаяр-хана царевичи предложили ему пригласить должников хана и взыскать с них причитающуюся им сумму. Ферганские богачи стали отказываться отдавать долги, мотивируя это тем, что бунтовщик Исхак-хан ограбил и конфисковал их имущество, и они не имеют возможности возвратить долги. Несмотря на это Абдурахман Эфенди заставил должников найти средства, чтобы рассчитаться с долгами. За что царевичи выразили благодарность. В конце сочинения автор обращается к Абдурахман Эфенди со следующим предложением: «Вы успешно разрешили довольно сложную проблему, у меня тоже есть к Вам просьба, 22 года прошло с тех пор как я начал писать эту книгу, я вложил много труда в эту книгу, я приступил к написанию этой книги по поручению самого (Мухаммад Худаяр хана) и полностью завершил ее написание. Хан каждый день читал эту книгу, иногда просил прочесть ее вслух свою супругу Шахразу Ханум, книга всегда волновала его. Теперь, после смерти хана, книга о славных деяниях Худаяр-хана оказалось никому не нужной, хотя она написана со слов самого хана и он всегда хотел, чтобы после него осталось «Шах-наме» (книга шахской славы). Я решил преподнести книгу сыновьям и вдовам хана. Одни не выплатили гонорар, другие совершенно не поняли ценность произведения. Я думаю, что достойно оценить эту книгу сможете теперь только вы. Как бы там ни было, между Вами и мной витает дух Худаяр-хана». После этого он преподнес книгу Абдурахману Эфенди. Однако можно сделать вывод, что рукопись попала в Стамбул стараниями Абдурахмана Эфенди. В сочинении нет никакой информации относительно переписки настоящего экземпляра. Важное значение для нас представляет сообщение автора об обстоятельствах смерти Худаяр-хана, поскольку дошедшие до нас сведения весьма скудные и противоречивые. Вместе с тем, сообщения Махзуни также нуждаются в критическом осмыслении. Здесь следует отметить, что сообшение автора «Таварих-и Хамсе-и Шарки» (Казань 1911г.) Курбангали Халит Оглу о смерти Худаяр-хана в какой-то степени дополняет и подтверждает информацию Махзуни. Согласно сообщению «Тарихи-Хамсе» Худаяр-хан после нескольких лет пребывания в Оренбург сумел убежать из под опеки русских и через Хиву, Бухару и Индию отправился в Мекку. Курбангали Халит Оглу по этому поводу приводит несколько рассказов о приключениях Худаяр-хана. Согласно одному из них, во время паломничества Худаяр-хан был избит одним кокандцем, который выбил ему зубы и сломал челюсть. Якобы этот кокандец отомстил хану за то, что он в свое время взял его жену в свой гарем. Согласно другому рассказу, нападавший в селе Асаке, расположенном недалеко от города Ош, этот «дивана» обратился к хану и сказал следующее: «Эй хан, ты хороший человек, однако твоя привычка устраивать собачьи бои недостойна твоего сана». Худаяр-хан разозлился на столь дерзкое заявление «дивана» и джигиты хана избивали его на всем пути от Асаке до Коканда. Поэтому «дивана» искал удобного случая, чтобы отомстить хану и смог это осуществить во время паломничества хана в Мекку. В упомянутом сочинении Курбангали Халит Оглу Худаяр-хан скончался в местности Куруч в 1299/1882 гг. Как явствует из всего изложенного, Худаяр-хан из Оренбурга направился в Хиву, отсюда через Бухару в Индию и Анатолию, затем в Мекку через Стамбул. Возвращался он из Мекки также через Стамбул и оттуда – в Фергану. По дороге он скончался в местности Керхит или Куруч, расположенной в Афганистане. Скорее всего, речь идет о средневековом городе Корхут, расположенном на севере-востоке Герата (см. географию Хафиз Абру). Название «История ханов Ферганы» – подразумевает, что в сочинении описывается история всех Кокандских правителей. Однако, как уже отмечено выше, в произведении описывается только история Худаяр-хана. Поэтому, по нашему мнению, более точнее было бы назвать это сочинение «Шах-наме» или, скорее всего «Шах-наме-и Худаяр-хан», как это отмечает и сам автор Махзуни. Этот исторический источник имеет огромное значение не только для исследования истории Узбекистана, но и для более полного изучения роли кыргызов и казахов в истории Кокандского ханства. Для чего требуется сопоставительное изучение сведений Махзуни с данными других кокандских источников и русских архивных материалов. Но для этого необходимо издание полного текста этого сочинения.

Мокеев А.М.
http://history.krsu.edu.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=293:-------&catid=24&Itemid=56

Kyrgyzstan travel