ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2015 года № 557
Об утверждении Положения о классификации элементов нематериального культурного наследия Кыргызской Республики и Национального перечня элементов нематериального культурного наследия Кыргызской Республики

В целях сохранения и развития нематериального культурного наследия Кыргызской Республики, в соответствии со статьей 7 Закона Кыргызской Республики "О нематериальном культурном наследии Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить:
- Положение о классификации элементов нематериального культурного наследия Кыргызской Республики согласно приложению 1;
- Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Кыргызской Республики согласно приложению 2.
2. Экспертному совету в области нематериального культурного наследия при Министерстве культуры, информации и туризма Кыргызской Республики осуществлять координацию и постоянный мониторинг ведения Национального перечня элементов нематериального культурного наследия и внесение элементов нематериального культурного наследия Кыргызской Республики в Репрезентативный Список нематериального культурного наследия человечества.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел образования, культуры и спорта Аппарата Правительства Кыргызской Республики.
4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
Премьер-министр Т.А. Сариев


Приложение 2
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
элементов нематериального культурного наследия Кыргызской Республики


I УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
1 Эпосы Трилогия "Манас", "Семетей", "Сейтек" является энциклопедией, речитативной мелодией кыргызских народных песен, синтезирующим произведением, включившим песни, слова, мелодии, жесты, мимику, артистическое искусство.
Эпическая трилогия "Манас", "Семетей", "Сейтек" является энциклопедией жизни и быта кыргызского народа "Манас", "Семетей", "Сейтек" Кыргызская Республика
2 Малые эпосы Объемные стихотворные произведения, изложенные в эпической форме фольклора. В эпосах широко отражены история, социально-культурное положение, взаимоотношения, обычаи и обряды, лучшие надежды на будущее народа. В соответствии с идеей, характером событий различают мифологические, героические и социально-бытовые жанровые группы "Жаныл Мырза", "Эр Тоштук", "Эр Табылды", "Курманбек", "Кедейкан", "Олжобай менен Кишимжан", "Саринжи Бокой", "Жаныш-Байыш", "Кожожаш", "Сейитбек", "Жоодарбешим", "Эр Солтоной", "Мендирман", "Жолойкан" и другие Кыргызская Республика
3 Народные поэмы В кыргызском народном фольклоре широкую популярность приобрел поэтический жанр. Народные поэмы в устном народном творчестве кыргызов подразделяют на героические, социально-бытовые, лирико-романтические жанры "Карагул ботом", "Кыз Сайкал", "Шырдакбек", "Гулгаакы", "Ак Мактым", "Кулмырза менен Аксаткын", "Жалайыр жалгыз", "Ак Моор", "Тайлак баатыр", "Эр Эшим", "Наринбай", "Мундук", "Зарлык", "Кыз Дарыйка", "Ак Бермет", "Качкан кыз" и другие Кыргызская Республика
4 Фольклор Народные песни отражают пройденный исторический путь кыргызского народа. Они вобрали в себя обычаи и традиции, заветы, уроки, оповещение, приветствия, утраты, кошоки (песни-плачи), айтыши, песни труда, детские, лирические песни и другие. Мелодии этих песен исполнялись в речитативной форме.
Пословицы и поговорки - богатейшее наследие народа, передающееся от отца к сыну, из поколения в поколение, играющее важную роль в становлении мировоззрения подрастающего поколения и развитии его художественно-эстетических ценностей.
Пословицы и поговорки отражают историю, правду и смысл жизни, прошлое, отношение человека к человеку и окружающей среде, его взгляды на мир, природу и жизнь, мечты и надежды, обычаи и обряды, характер народа.
Загадки - один из самых древних и широко распространенных жанров устного народного творчества, в виде кратких поэтических изречений, вобравший в себя иносказательное описание предмета или природного явления, данное обычно в форме вопроса.
Небылицы - жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объема, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение искаженной действительности Пословицы и поговорки, загадки, небылицы скороговорки, ораторское искусство (чечендик онор), детский фольклор, сказки, трудовые песни, обрядовые песни, лирические песни, песни, связанные с воспитанием ребенка Кыргызская Республика
5 Сказительское искусство Выступления токмо-акынов (импровизаторов) воплощают в себе импровизаторское искусство и исполнительское мастерство игры на комузе.
Айтыши - словесные состязания, поучительные песни в зависимости от содержания и ритмичности текста, строения, метрического размера, сопровождаемого соответствующей мелодией Выступления токмо-акынов, словесные состязания акынов (айтыши) Кыргызская Республика

II ТРАДИЦИОННЫЕ РЕМЕСЛА И ПРОМЫСЛЫ
6 Изготовление войлочных изделий Умения и навыки изготовления изделий из войлока (кийизов, ала-кийизов, шырдаков) передавались испокон веков из поколения в поколение, от матери к дочери.
Одним из разновидностей народного творчества является изготовление изделий из войлока.
Многовековой кочевой образ жизни, основной хозяйственной деятельностью которого было скотоводство, обусловил высокий уровень мастерства кыргызских женщин в развитии ремесел, связанных с изготовлением войлока.
В результате искусного обращения с войлоком кыргызские мастерицы изготавливали и пользовались богато орнаментированными изделиями, такими как ала кийиз, шырдак, жабык баш, аяк кап. Мастера и ювелиры образно, в узорах, отражали в своих изделиях окружающую природу, растения и животных.
Широко распространенными, пришедшими из глубины веков, основными видами узоров являются: "муйуз" (рог), "жагалмай канат" (крыло), "бычак учу" (лезвие ножа), "карга тырмак" и "кыял" (фантазия), "ит куйрук" (хвост собаки), "бадам" (миндаль) и другие.
Основным сырьем для изготовления войлока (кийиз) мастерицы выбирают овечью шерсть осенней стрижки. Шерсть должна быть короткой, для чего ее обстригают. Хорошо взбитую шерсть определенного объема раскладывают на циновке (чий). Равномерно сбрызгивая горячей кипяченой водой, сворачивают в рулон. Еще не раз брызгая горячей водой, рулон перевязывают крепкой веревкой (арканом) и долго его перекатывают и прессуют ногами. После того, как войлок схватится, рулон отделяют от циновки (чия), сворачивают вновь. Сбрызгивают еще горячей водой. 3-4 женщины, сидя на корточках, прессуют с помощью локтей. Этот процесс называется "кийиз басуу" (выделывание войлока) Ак калпак (калпак из белого войлока), кийиз, ала-кийиз, шырдак, традиционные знания и навыки по изготовлению юрты - войлочные покрывала (узук, туурдук) и другие Кыргызская Республика
7 Ала кийиз Наиболее распространенным и развитым видом народного искусства является изготовление узорных войлоков, в котором кыргызы сказали свое особое, неповторимое слово. Кыргызам известны два вида техники изготовления узорных войлоков, причем каждый из них связан с определенным назначением вещи и специфичным для него орнаментом.
Войлок с вкатанным узором называют ала кийиз. Процесс изготовления ала кийиза заключается в следующем: на расстеленную циновку из чия раскладывается толстый слой однотонной шерсти. На эту основу мастерица выкладывает из цветной шерсти контур узора. Затем, исходя из задуманного содержания орнамента, внутреннюю часть узора заполняет разноцветной шерстью. Края геометрических фигур часто окантовываются двуцветной шерстью. Это было основным творческим процессом, требующим умения, навыка, вкуса, чувства цвета и фантазии, так как никакие трафареты при этом не употребляются. Узор раскладывали по памяти. В редких случаях снимали копии со старых войлоков. Затем приступали к валянию Кыргызская Республика
8 Шырдак Шырдак - сложное по технике, выразительное орнаментальным строем изделие из войлока. Это красочный ковер, сделанный в технике резной мозаики, с выкладыванием узора цветным шнуром, аппликацией, иногда с пристегиванием Кыргызская Республика
9 Ткачество Ткачество (ормокчулук) - один из видов народного художественного творчества. В ремесленном творчестве кыргызов, вытканные из скрученных нитей ковры называются "таар" (дерюга). Красочность изделия зависит от вида и цвета нитей. Самый большой тканный напольный ковер называется "шалча".
Наиболее распространенным видом ткачества у кыргызов является узорчатая ткань "терме", которая представляет собой плотную и толстую ткань с односторонним и двусторонним узором контрастных цветов. Терме отличается равным соотношением фона и узора, представленного как "казан кулак" (ушко котла), "кайкалак" (выгнутый), "калем кап" (палочка), "бачайы кочот", "алтымыш жиптуу ай кочот" (узор в виде луны из шестидесяти ниток), "токсон жиптуу тор кочот" (узор в виде сетки из девяносто ниток). Также широко распространены узоры "тай туяк" (копыто жеребенка) на светлом фоне и "бычак учу" (лезвие ножа) синего оттенка. По краям украшаются узором "араа тиш" (зуб пилы). В народном художественном творчестве различают ворсовое и безворсовое ковроткачество Кыргызская Республика
10 Изделия ворсового ткачества Среди богатого многообразия народного художественного наследия особое место занимает ворсовое ткачество. Территориально ворсовое ткачество наиболее широкое развитие получило в южных районах Кыргызстана и носит характер домашнего производства. Каждая вещь, изготовленная способом ворсового ткачества, применялась в хозяйстве и быту, но и одновременно отвечала эстетическим вкусам народа. Особенно ценным из всех ворсовых изделий является ковер "килем". Во время свадеб, поминок, в праздничные дни, при приеме гостей ковры расстилали на почетном месте "тор" поверх войлоков и циновок. Кыргызские ковры отличаются добротностью, прочностью, изготавливаются из овечьей, козьей и верблюжьей шерсти. Наиболее массовое применение в ворсовых коврах получила овечья шерсть весенней стрижки. Шерсть погрубее идет на основу, более мягкая - на ворс. Как правило, основные черты в коврах кыргызского прикладного искусства выражаются с помощью чередования цвета, фона и узора, а также во взаимодействии основных цветов - синего и красного. Поверхность большинства ворсовых ковров делится на центральную часть и бордюр (кайму), при этом каждая часть подчинена своим традициям в орнаментации: определенному характеру узора и его расположению, цветовым соотношениям.
Изготовление ковра у кыргызов сопровождается соблюдением ряда глубоко народных традиций. Так, широко применяется коллективная помощь, называемая "килем ашар". В течение всего времени работы мастерице помогают родственницы, соседки или знакомые женщины. Перед началом изготовления ковра (килем) хозяйка готовит угощения для всех участвующих, но и приходящие на "килем ашар" приносят дастархан. По окончании работы над ковром участвующие получают подарки.
Ворсовые ковры являются крупнейшим достижением народного декоративно-прикладного искусства кыргызов. Их демонстрируют на различных выставках, ткут для подношения высоким гостям, приезжающим в страну, а также к различным торжествам, юбилейным датам Араби, ворсовые ковры Кыргызская Республика
11 Конское снаряжение Конское снаряжение - общее название необходимых для оседлания коня предметов. Каждый предмет имеет свое место и функцию. По сути и технологии изготовления различают мужское и женское снаряжение. Их художественное изготовление связано с материальной культурой народа. Красота и ценность конского снаряжения особо блистали при седлании лошади невесты Седло (ээр), стремя (узонгу), узда (жугон), нокто, поводок (чылбыр), нагрудник (комолдурук), (басмайыл), подпруга (чап олон), подхвостник (куюшкан), попона (желдик), потник (тердик), камча (камчы) Кыргызская Республика
12 Ювелирное дело Изготовление красивых вещей из различного металла: серебра (кумуш), нержавеющего металла (дат чалбас), меди (жез), бронзы (коло), жесть (калай), железа (кара темир) и другие. К традициям кыргызского народа относится изготовление украшений и предметов из серебра, которое известно испокон веков, а секреты мастерства передавались из поколения в поколение Височно-нагрудные украшения (желбирооч), серьги (сойко), кольца и перстни (шакек), браслет (билерик), тумар, накосные украшения (чачпак), пуговицы (топчу), булавки (тооногуч), иглы (ийне), пояс, ремень (кемер кур) Кыргызская Республика
13 Деревообработка Деревообработка у кыргызов зародилась в глубокой древности. Примером является изготовление деревянных деталей юрты, комуза, ставших вершиной ремесленного творчества народа. Известны имена искусных мастеров, славившихся своими седлами (ээрлери), сундуками (укок, сандыгы), колыбелями (бешиктери) среди всего кыргызского народа Мастер по изготовлению деревянных деталей юрты (тундукчу, уук-керегечи), мастер по изготовлению седел (ээрчи), мастер по изготовлению колыбелей (бешик уста), мастер по изготовлению музыкальных инструментов (комуз уста) Кыргызская Республика
14 Курак (Лоскутное творчество) Лоскутное мастерство развивается с давних времен, передаваясь от наших предков. "Курак" - различные изделия бытового обихода, сшитые из разноцветных кусочков материи. Главное условие данного художественного творчества - бережливое отношение к вещам. Издревле вещи, созданные на основе лоскутной техники и используемые в быту, становились образцами прикладного искусства. Такие вещи и предметы обязательно составляли приданое кыргызской невесты. Лоскутная техника широко применялась при изготовлении различных одеял (жууркан, тошок), подушек (жаздык), свадебной занавеси (кошого), скатертей (дасторкон), мешочков для тарелок (табак кап), мешочков для зеркал (кузгу кап), мешочков для ложек (кашык кап), мешочков для чая (чай туткуч) и различных предметов конской упряжи (ат жасалгалары) и других К видам лоскутного творчества относятся: круг (табакча), слойный лоскут (каттама курак), звезда (жылдыз курак), рога (муйуз курак) и другие Кыргызская Республика
15 Изготовление традиционной национальной одежды Изготовление традиционной национальной одежды - один из видов народного художественного творчества. Национальная одежда кыргызов имеет богатую коллекцию. Искусное шитье, красота украшения одежды сохранились в устном народном творчестве. В сохранившейся до наших дней сокровищнице культурного наследия народа в кыргызских героических эпосах содержатся описания различных видов и особенностей одежды.
Мужскую традиционную одежду составляют: калпак из белого войлока (ак калпак), шапка, обшитая мехом (тебетей), шуба из меха, овчины (тон, ичик), виды кафтанов (кементай, чепкен), камзол (кемсел), жилет без рукавов (курмо, бешмант), брюки (шым), сапоги (кок жеке отук).
Женская традиционная одежда: намотанный из белой ткани головной тюрбан (элечек), конусообразный головной убор невесты (шокуло), зимняя шапка (тебетей), девичья шапочка (такыя топу), жилетка (чыптама), распашная юбка (белдемчи) и другие Основными видами одежды являются: ак калпак (калпак из белого войлока); меховая шапка (тебетей), тюрбан (элечек), конусообразная шапка (шокуло), меховая шуба (тон), стеганый халат (чапан), распашная юбка (белдемчи) и другие Кыргызская Республика
16 Сайма (Вышивка) Вышивание является одним из самых широко распространенных видов народного искусства. Навыки и умения, мастерство вышивки передавались от матери к дочери. Вышивка эстетически украшала многие предметы быта, но особенно традиция вышивания наглядно просматривается на примере украшательства внутреннего и внешнего убранства юрты.
Вышивание вещей, используемых в быту ("ашкана башын" саймалоо) стало обычным делом в народе. Внутреннее убранство красноречиво свидетельствовало о мастерстве рукодельницы. Складывание одеял (жук жыюу), начиная с орнаментированного войлочного ковра (ала кийиз) и последующих одеял (алты кат), также являлось давней традицией кыргызов.
Швы для вышивки подразделяются на счетные, петельные и гладьевые. К счетным относятся швы "терскайрык", "жормомо", "мушкул". Наиболее распространенными считаются петельные швы "ильме", "ильмедос", "туура сайма", являющиеся ведущими или заполнительными. Данные швы не связаны со счетом, поэтому дают широкие возможности для художественного творчества вышивальщицы. Узор окантовывают тамбурным швом, часто встречаются гладьевые швы "басма", "дурия", "чыраш", "суурма", "коптурмо", "жормо".
Для вышивки характерны симметрия, ритм, крестообразная композиция растительных и частично геометрических мотивов, их вертикальное расположение. Часто встречаются контурные зооморфные мотивы в виде птиц, козликов, верблюдов По видам швов различают 3 вида вышивки:
1) счетные: терскайрык, жормомо, мушкул;
2) петельные: ильме, ильмедос, туура сайма;
3) гладьевые: басма, дурия, чыраш, суурма, коптурмо, жормо Кыргызская Республика

III ПРАЗДНЕСТВА
17 Нооруз Праздник Нооруз, его обряды и ритуалы сохранились до наших дней и символизируют приход всего нового для жизни людей, их надежду на счастливый и благополучный год. Люди празднуют начало весны, пробуждение природы Кыргызская Республика
18 Праздник Чечкор Праздник урожая связан с молотьбой урожая и посвящался мифическим персонажам - святому Бабадыйкану (покровителю и первоучителю земледельцев) и Кыдыр-аке - дарителю изобилия, удачи, доброжелателю и покровителю добрых людей, тружеников и путников Кыргызская Республика
19 Курман айт Праздник начинается 10 числа месяца Рамазан по мусульманскому лунному календарю. В Курман-айт каждый мусульманин должен отведать блюдо, приготовленное из мяса жертвенного животного, символизирующего приверженность учению Мухаммеда.
В день праздника и в последующие 3-4 дня кыргызы готовят традиционные блюда для угощения гостей, наносят визиты гостям, родственникам, преподносят подарки Кыргызская Республика
20 Орозо айт День поминания умерших предков Кыргызская Республика

IV НАРОДНЫЕ ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
21 "Ак терек - кок терек" Есть более древнее название этой игры - "Эл чабар". Издревле у кыргызов существовал способ оповещения, когда от аила к аилу скакал чабарман (вестник) и оповещал народ. Это детская командная игра из 10 и более детей. На расстоянии 20-30 метров участники игры, взявшись за руки, выстраиваются в шеренгу и выкрикивают хором: "Ак терек - кок терек - бизден сизге ким керек". Выбранный игрок, определив себе цель, бежал к противоположной стороне, стараясь разорвать цепь Кыргызская Республика
22 "Качмай топ" Участники игры делятся на две команды. На площадке размером 50x100 м на обоих концах обозначают линию (маару). По жеребьевке назначается бьющая команда, которая занимает место на площадке. Выбирается подавальщик мяча (мяч скатывают из шерсти животных). Затем устанавливается очередность бьющих. Бьющий игрок выходит на линию (маару), берет в руки палку метровой длины и наносит удар по подброшенному мячу. Ударив как можно сильнее, он должен добежать до противоположной линии (маары). Затем игроки меняются Кыргызская Республика
23 "Так теке" Это развлечение устраивалось во время торжеств или в свободное время. Устанавливался небольшой столик, на его поверхности устанавливается на шарнирах вертикальная палочка, к которой прикрепляется вырезанная из дерева фигурка маленького козлика. Эта палочка, под столом, жилками присоединяется к струнам комуза. Во время игры на комузе, фигурка козлика двигается в такт мелодии. Таким же образом можно прикрепить несколько фигурок "танцующих" козликов Кыргызская Республика
24 "Чуко атмай" Это игра с применением костей (альчиков). Участники чертят круг диаметром 3-5 сантиметра. На середину выставляются кости (альчики). Метанием "сака" определяется очередность игры. В 1 метре от круга с двух сторон чертится линия удара. После первого удачного удара, если альчик выбит с линии, остальные удары производятся с линии круга. В случае неудачного удара, ход переходит к другому игроку. Побеждает тот, кто выбил наибольшее количество альчиков Кыргызская Республика
25 "Ордо" Древнейшая игра с применением костей (альчиков). В нее играли на больших тоях и ашах, могли устраивать состязания между селами (аилами) и родами. О проведении игры договаривались заранее: где будет, сколько участников, каков будет приз. Количество игроков доходило до 50 человек по 25 человек в каждой команде. Игру проводят 2 судей (от каждой команды) и по 3 человека, которые выполняли функции сборщиков альчиков. Игра могла длиться 3 и более дней. На ровной площадке чертился круг. Расстояние от центра круга в одну сторону составляло 35 таман (ступеней), в другую сторону столько же. В центре круга - ордо, выкопав небольшую ямку, располагали "хана" - монету из серебра, меди или кости. Вокруг него по 5 альчиков на каждого участника, стороной бога (боком) выставляли 249 альчиков. Чей альчик первым стал на удачный бок (айкор), тот начинает первым. Если игрок удачно провел удар и альчик вылетел за линию круга, он продолжает игру. Судьи замеряют расстояние. Опытный игрок может выиграть до 20-30 альчиков. В ордо есть игроки: кадамакчы - производит удар, поставив пятку на линию и пригнувшись, торукмачы - ставит левую ногу на линию и бьет в левую сторону, атмакчы - ордо бузучу - бьют стоя и чертмекчи, который бьет сидя, с колена. В день могут проводить до 5 встреч. В настоящее время ордо является национальным видом спорта. С 1952 года игра включена в программу национальных видов спорта и в реестр Единой спортивной классификации республики Кыргызская Республика
26 "Кан таламай" Игра с овечьими альчиками. Сущность игры заключается в том, чтобы каждая команда (их две) смогла разбить "ордо" (ставка) и забрать "хана" с "воеводами" в плен Кыргызская Республика
27 "Ат чабыш" Скачки на длинные дистанции относятся к конноспортивным играм и развлечениям. Скачки в жизни кыргызского народа занимают одно из самых важных мест среди наиболее зрелищных игр. Она берет истоки в далеком историческом прошлом кыргызского народа, свидетельством чему являются упоминания и описания этой игры в эпосе "Манас".
Для скачек отбирают резвых и выносливых лошадей, способных выдержать дальние расстояния. Раньше скачки "ат чабыш" устраивали по разным поводам, чаще всего в праздник или на поминки. Каждый "саяпкер" (тренер) по-своему готовил скакуна к выступлениям. Существовали "сынчы" (эксперты), которые по упитанности коня, мускулатуре, кровеносным сосудам, дыханию, походке безошибочно определяли готовность скакуна к состязаниям. В настоящее время по существующим правилам к скачкам допускаются лошади от 3 лет и старше любых пород, с ездоками не моложе 13 лет. Дистанции ограничиваются в пределах от 4 до 50 км.
Скачки имеют важный педагогический аспект - они воспитывают в молодом поколении ловкость, умелость, расторопность, решительность, прививают умение держать равновесие, управлять лошадью. "Ат чабыш" - основной вид кыргызского народного спорта Кыргызская Республика
28 "Кыз куумай" "Кыз куумай" (догони девушку) - популярная молодежная игра, которая раньше была свадебным обычаем. Это скачки, в которых участвовали жених с невестой, их друзья, с целью догнать невесту и успеть ее поцеловать или своим головным убором слегка коснуться ее, тем самым дать знать о своей победе. А если парня постигла неудача, девушка и джигит меняются ролями - теперь девушка преследует юношу, нанося по его спине удары плеткой.
В оценке учитывается мастерство управления конем, его резвость на дистанции, красочность костюма наездника, эффектный вид коня Кыргызская Республика
29 "Кок бору" или "Улак тартыш" Игра по перетягиванию козла, борьба всадников за тушу козла, в переводе означает - серый волк. Игра возникла в те времена, когда стада животных зимой и летом паслись под открытым небом, волки часто нападали на скот и приносили много бедствий. В процессе игры необходимо не только завладеть тушей, но и удержать, забросить в "казан" (ворота) команды соперника, либо, по другим правилам, добраться с тушей до оговоренного участка, например, своего аула, дальше которого противники не имеют право бороться за нее. За действиями джигитов обычно следит конная судейская коллегия, состоящая из нескольких опытных всадников. Правила кок-бору со временем видоизменились и стали менее жестокими. Кок-бору учат в спортивных школах ряда стран Средней Азии, где проводятся специальные соревнования по этому виду спорта Кыргызская Республика
30 "Жорго салыш" (Бег иноходца) Иноходь - ускоренный аллюр в два темпа, когда ноги животного поднимаются и опускаются на землю попарно. Лошадь при этом аллюре как бы переваливается с одной стороны на другую, слышно лишь два удара копыт. Иноходь резвее рыси, а часто - резвее полевого галопа. Любители этого вида спорта считают жорго высоким достоинством верховой лошади. Здесь демонстрируются не только быстрота бега и выносливость, но и удивительно плавный, не тряский бег.
В состязании бега на иноходцах "Жорго салыш" участвуют опытные наездники. Скакуны, допущенные к состязанию, должны достичь трехлетнего возраста. Дистанция для бега варьируется от 2 до 10 км.
Для проведения бега выбирается ровная местность или ипподром. Порядок очередности определяется при помощи жребия.
Наездники получают индивидуальный номер на основе жеребьевки. Этот номер надевается на обе руки выше локтя или на потник с обеих сторон.
Во время игры запрещено сокращать расстояние до финиша, не допускаются удары камчой лошади своего противника. Если эти правила наездником нарушаются, то он удаляется из игры.
В проведении игры учитываются и другие особенности бегов, например, как поступать в тех случаях, когда иноходец сбивается со своего хода (аллюра) или спотыкается Кыргызская Республика
31 "Салбуурун" Единоборства и состязания в охоте. Охота с беркутом или соколом на волков и лисиц, зайца и фазанов - традиционный национальный вид спорта Кыргызская Республика
32 "Оодарыш" Силовая игра двух всадников. Один из самых популярных видов конного спорта. Два всадника стараются стащить друг друга с коня. Разрешается сваливать соперника вместе с конем. По разработанным и утвержденным правилам соревнования "Оодарыш" проводится по четырем весовым категориям, они бывают личными и лично-командными. Возраст участников - 19 лет и старше. Игра проводится на ровной, очерченной кругом площадке диаметром 40 метров. Продолжительность поединка - 10 минут. Победа присуждается всаднику, который стащил или повалил соперника с лошадью (последний должен коснуться земли какой-либо частью тела). Победа по очкам присуждается за преимущества в схватке, наименьшее количество замечаний, полученных во время поединка Кыргызская Республика
33 "Джамбы атмай" Стрельба из лука на скаку.
Жамбы - это слиток серебра или другая драгоценность (приз) в мешочке, привязанном на ремешке к наклонно вкопанной жерди. Мешочек привязан кожаным ремешком толщиной 0,5-1 см к шесту (высотой 10-12 м) с перекладиной (длиной 0,5-1 м). Задача всадника-стрелка - на скаку выстрелом из ружья перебить ремешок мешочка. Судьи устанавливают расстояние до цели, определяют резвость коня, правильность выполнения упражнения.
В настоящее время стреляют из ружья по натянутой нитке и висящему на ней слитку какого-либо металла Кыргызская Республика
34 "Курош" Борьба силачей. Это кыргызская спортивная борьба на поясах.
Курош - один из самых популярных национальных видов спорта в Кыргызстане.
Особенность кыргызских борцовских состязаний состоит в том, что все поединки сопровождают комузчи, которые комментируют поединки, прославляя силу, смелость соревнующихся Кыргызская Республика
35 "Эр сайыш" Бой богатырей на пиках.
Суть игры заключается в том, что всадники выходят на поле и на полном скаку тупым концом пики выбивают соперника из седла Кыргызская Республика
36 "Тыйын энмей" Доставание монеты с земли.
Игра, смысл которой заключается в том, чтобы на полном скаку всадник смог поднять монету, лежащую на земле. Эта игра способствует развитию гибкости, ловкости, решительности Кыргызская Республика
37 "Ак чолмок" Ночная (в светлые лунные ночи) игра, заключающаяся в поиске белого платка (вместо платка часто берется белая кость, либо белая палочка), брошенного ведущим игры в неизвестном направлении Кыргызская Республика

V ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ
38 Рождение Рождение ребенка, выбор имени (суйунчулоо, жентек, бешикке салуу, кыркын чыгаруу, тушоо кесуу, мучол жаш жылдар) Кыргызская Республика
39 Свадьба Сватовство (сойкоо салуу, сут акы, нике кыйуу, отко киргизуу) Кыргызская Республика
40 Похороны, поминки умерших Этот цикл состоял из нескольких этапов: похоронные обряды - оповещение о смерти - "кабар айтуу", "кара кийуу" - переодевание в траурную одежду - плач - "окуруу", прием и расположение гостей - "конок алуу", омывание покойника - "соок жуу", оборачивание покойника в саван - "кепиндоо", проводы - "узатуу", "жаназа окуу" - заупокойная молитва, похороны - "соокту коюу", "топурак салуу" - бросать горсть земли в могилу.
Послепохоронные обряды - общий плач возвращающихся с могилы людей - "окуруу", раздача одежды и личных вещей покойного - "мучо" (если умирала женщина, то раздавали отрезки ткани - "жыртыш"), и поминальная общая трапеза - "кара аш".
Поминальный цикл состоял из трехдневки - "учулугу", семидневки - "жетилиги", сорока дней - "кыркы" и годовщины - "аш". Последним завершался траур по покойнику.
В День завершения поминок - "ага" устраивали обряд снятия траура - "аза кийим которуу". Близкие родственники покойника, жена, дочери снимали траурную черную одежду Кыргызская Республика
41 "Жаны уйго кируу" Новоселье. На новоселье приходят близкие родственники, друзья и знакомые, которые дарят самые необходимые вещи и домашних животных (чаще всего - лошадь) Кыргызская Республика
42 "Табак тартуу" Подношение и подача блюда, угощение гостей. Правильное подношение - "табак" (блюдо с мясом) - это искусство, показатель знания обычаев и соблюдение правил приличия и гостеприимства. Должно соответствовать возрасту и положению гостя Кыргызская Республика
43 "Ооз тийю" Вкушение, отведывание еды, проба еды. Старая традиция гостеприимства. Если человек зашел в дом, он обязательно должен выпить чашку чая, разделить с хозяевами обед или хотя бы отведать один кусочек чего-либо Кыргызская Республика
44 "Корундук" Подарок. От слова "коруу" - смотреть, видеть. Подарок, который полагается преподносить за впервые увиденного сорокодневного младенца, невестку или жениха в знак выражения добрых намерений Кыргызская Республика

VI НАРОДНАЯ МУЗЫКА
45 "Кюу" (мелодия) Инструментальное исполнение кюу может сопровождаться на: комузе, кыл кыяке, чоор, темир комузе, жыгач ооз комузе, на сурнае и других музыкальных инструментах
Самыми популярными являются мелодии программного содержания, где повествуется о событии, которое передается в традиционном исполнении, но по-разному в припевах. Мелодия начинается вступлением, затем набирает постепенное развитие.
Кюи исполняются без песенного текста или слов, т.е. исключительно мелодия или инструментальное сопровождение.
В комузной музыке выделяются три основные жанровые группы. К первой можно отнести кюу-миниатюры песенного генезиса (обон куулор). Вторая группа охватывает виртуозно-игровые (айтым куулор) - одну из наиболее самобытных и колоритных жанровых групп кыргызской инструментальной народной музыки. К последней большой группе относятся крупномасштабные классические кюу (залкар куулор), получившие развитие в творчестве профессиональных комузистов традиционного классического направления ("Камбаркан", "Ботой", "Шынгырама", "Кербез" и их жанровые разновидности).
В творческой практике возможно взаимодействие между названными тремя видами кюу и возникновение произведений для комуза смешанного или переходного жанрового типа.
При этом традиционные школы исполнителей подразделяются на эстрадно-виртуозную и технику крупномасштабного склада "Камбаркан", "Ботой", "Шынгырама", "Кербез", "Кара озгой" и другие.
"Ак куу", "Улардын учушу", "Эки кюу", "Чоор кюу" и другие.
"Куйгон", "Секетбай", "Кунотай", "Кыздын арманы", "Эсте секет", и другие.
"Жайлоодо", "Кукук", "Боз уйдо", "Кыз куумай" и другие.
"Ураан", "Кайра качпа", "Байге", "Топ жылкы" и другие.
"Кер озон", "Жайкама", "Кербен кюу", "Сурнай кюу" и другие Кыргызская Республика
46 Инструментальное искусство В кыргызской музыкальной культуре есть традиционные инструменты, которые квалифицируются на четыре основные группы: хордофоны (струнные), аэрофоны (духовые), мембрафоны (ударные) и идиофоны (самозвучащие). К категории струнных или струнно-смычковых инструментов относятся комуз, кыл-кыяк (смычковый), наама. Извлечение звука из указанных музыкальных инструментов воспроизводится путем "выщипывания" звука из трех струн (пиццикато-музыкальная терминология) или ведением смычка по двум струнам.
К группе "уйломо" духовых музыкальных инструментов относятся: чогойно чопо-чоор, чоор, ышкырык чоор, тулга чоор, кол чоор, сурнай, сыбызгы, керней и его разновидности - муйуз керней, жезнай, чымылдак. Извлечение звука из данной категории воспроизводится путем выдувания воздуха и выхода звука через отверстия инструментов.
К категории ударных инструментов относятся: барабаны и бубны - добулбас (добулбаш), доол, дап, добул, нагыра, чилдирман), а также кабак, кылдуу чертме комуз.
К группе самозвучащих (язычковые, губные) относятся: темир ооз комуз, жыгач ооз комуз и такие шумовые инструменты, как: дирилдек, аса-муса, шылдырак, аса-таяк, конгуроо, жылаажын, жекесан, зуулдак, жалбырак, быпылдак, ышкырык, чымылдак и другие "комуз", "кыл кыяк", "чоор", "чопо чоор", "сыбызгы", "сурнай", "керней", "добулбас", "доол", "темир ооз комуз", "жыгач ооз комуз", "аса таяк", "жетеген" и другие Кыргызская Республика

VII АЙТЫШ (СЛОВЕСНОЕ СОСТЯЗАНИЕ АКЫНОВ)
47 Словесное состязание акынов (айтыш) Айтыш - жанр устного народного творчества кыргызского народа. В его основе лежит устная импровизация "токмо", составляющая ядро народного творчества кыргызского народа. Творчество народных акынов-импровизаторов является особым пластом вокальной музыки кыргызов. Акыны и их искусство пользовались большим авторитетом среди народа, совмещая вокальное и поэтическое мастерство, отражающее основные черты устного творчества кыргызов.
Айтыш представляет собой публичное музыкально-поэтическое состязание двух (иногда более) акынов в форме диалога, сопровождаемого игрой на комузе или без аккомпанемента.
Диалогические акынские жанры - профессиональная художественная форма песенно-поэтических состязаний с общим названием "кайым", широко распространенных в народе. По типу состязательного диалога построены молодежные песенные жанры "кыз жигит", "акыйнек", дружеские песенно-поэтические турниры "сармерден" и другие "токмо-айтыш", "салтанаттуу айтыш", "санат айтыш", "сабак алуу" и другие Кыргызская Республика

VIII БОЗ УЙ (ЮРТА)
48 Традиционные знания и навыки по изготовлению юрты Юрта - традиционное жилище кочевых и полукочевых кыргызов. Используемое на протяжении веков, данное жилище постоянно улучшалось. Юрта быстро ставится, удобна и легка в транспортировке. При перекочевке ее деревянные конструкции (уук, кереге, босого-таяк, эшик), войлочные покрывала (узук, туурдук), циновки грузились на верблюда, лошадь или быка. Юрта изготавливается из дерева (тал), войлока, имеет круглую форму. Функционально юрта делится на две половины: женскую (эпчи жак) и мужскую (эр жак).
Эр жак - левая сторона от входа в юрту предназначалась хозяину юрты. В ней находились "ала-бакан" с мужской одеждой, конским снаряжением, охотничьими принадлежностями.
Эпчи жак - правая сторона от входа - считается женской половиной жилища. Здесь размещается кухня, отгороженная циновкой (ашкана чий) от остальной части юрты, детская колыбель (бешик). Покрывается она войлоком (узук, туурдук), укрепляется в нескольких местах веревками (жазы боо), внутри украшается циновками, вышитыми настенными коврами (туш-кийиз, килем), на "кереге" вешают воинское снаряжение и конскую упряжь Кыргызская Республика

IX ТРАДИЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С МЕДИЦИНОЙ
49 Традиционные знания, связанные с медициной Глубиной и многообразием отличались познания кыргызов, связанные с лечением людей, использованием лекарственных трав.
Многие травы использовались в народной медицине. Кыргызы знали свойства целебных трав, время их сбора и правила хранения. В лечебных целях использовали ягоды, листья, стебли и коренья, из которых изготавливали настои, отвары, мази и порошки.
Они помогали при кровотечениях, сердечных недугах, удушье, чесотке. Также были известны женщины-повитухи (киндик эне), помогавшие при родах Кыргызская Республика

X ЗНАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ВЕТЕРИНАРИЕЙ
50 Знания, связанные с ветеринарией Знания о животных, использование природных ресурсов во время охоты, правила пастьбы основаны на бережном отношении к природе. Кыргызы-скотоводы оберегали животных, особенно лошадей, от перегрева и простуды. После длительной напряженной работы лошадей проводили, давали несколько часов выстоять (тан ашыруу) и только после этого кормили их и поили. Потным лошадям растирали спину жгутом и укрывали попоной (ат жабуулоо). На вооружении скотоводов были и народные способы диагностики беременности и упитанности. Так, методом тулумдоо (ректальное исследование) безошибочно диагностировали жеребость кобыл, стельность коров, могли предсказать даже примерные сроки родов. Определяли также беременность овец и коз. Одной из ранних хирургических операций животных стала кастрация самцов (бычуу). Были разработаны достаточно рациональные методы применительно к каждому виду животных Костоправ (сыныкчы) Кыргызская Республика

XI САНЖЫРА (РОДОСЛОВНАЯ)
51 "Санжыра" (родословная) К данной категории относятся устные сведения об этногенезе и родословной кыргызского народа Кыргызская Республика

XII ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ О ПРИРОДЕ
52 Эмпирические знания о природе Знания и обычаи, относящиеся к природе и Вселенной, в значительной степени связаны с астрономическими знаниями и лунно-солнечным календарем. Среди кыргызов были профессионалы, занимающиеся метеорологией и счетом времени - эсепчи. Они из года в год вели наблюдения, прогнозировали погоду, определяли оптимальные сроки перекочевок. В повседневной жизни использовали солнечный календарь, основанный на смене времен года. Начало года приходилось на День весеннего равноденствия - 21 марта). Цикл из 12 лет называли "мучо" Лунный календарь, астрономические знания Кыргызская Республика

XIII ЫНТЫМАК (СОЛИДАРНОСТЬ)
53 "Ынтымак" (солидарность) Кыргызский народ всегда опирался на единение и солидарность при решении важных вопросов. В этом проявлялось сопереживание, помощь, человек или целый род не оставался один на один со своей бедой. Различают действия в проявлении солидарности: курултай (мазаат), сбор рода (топ), дар (кошумча, ыража) и другие Кыргызская Республика

XIV АШАР (ВЗАИМОПОМОЩЬ)
54 "Ашар" (взаимопомощь) Взаимопомощь при строительстве домов, арыков, колодцев и другие Кыргызская Республика




Kyrgyzstan travel